ПОМНЮ МОЛОДОСТЬ СВОЮ — КОМСОМОЛЬСКУЮ
Плисской школе уже более ста лет. Учителей, работавших еще в старом здании (то есть, до 1977 года), осталось очень мало. Поэтому мы, ученики, относимся с большим уважением и интересом к тем, кто когда-то пришел в нашу школу совсем юным и всю свою жизнь посвятил школе, отработав в ней более тридцати лет. Владимир Михайлович Подберезко — представитель того поколения педагогов. И в связи с 90-летием образования ВЛКСМ мы попросили его поделиться воспоминаниями о комсомольском периоде своей жизни.
— Какое из слов в названии организации — «коммунистический союз молодежи» — для Вас важнее?
— Я бы выделил из этих слов “союз”, так как “союз” — это объединение единомышленников, молодых людей.
— Жалеете ли Вы, что когда-то вступили в ВЛКСМ? Ведь в последние годы критикуют те времена очень жестко…
— Я вступил в ВЛКСМ в 1963 году, помню, что ко Дню рождения В. И. Ленина. В те времена быть комсомольцем считалось престижным, давало стимул, да и не осуждалось, конечно же, никем. Не быть комсомольцем – как раз это вызывало некоторое сомнение в человеке. Так жила вся страна.
— Действительно ли добровольной была эта организация?
— Эта организация была добровольной. И помогала как в учебе, так и в работе. В ВЛКСМ принимались тогда вначале лучшие; из класса, например, выдвигались отличники, активные и неравнодушные, способные организовать других. Таких людей не надо заставлять работать.
— Вспомните, пожалуйста, какой-либо интересный факт из Вашей жизни, связанный с ВЛКСМ.
— Мы вступили в ВЛКСМ, и для нас сразу же организовали поездку в Брест, а в те времена туда было нелегко попасть. Проводились туристические слеты, слеты комсомольцев. Довольно интересно было, разнообразно жили, не замыкались. Комитет имел право организовывать школьные вечера — аналог современных дискотек. Это давало стимул. Сегодня никакого стимула нет. Раньше считалось: “Долг! Надо!” — и этого было достаточно для любой общественной работы.
В молодости, когда я еще учился в педагогическом училище, мы каждую субботу дежурили в клубах. Пьяных и хулиганов не милиция удаляла, а дружинники. Теперь трудно такое представить.
Когда я приехал работать в Плисскую школу, в деревне жило много ветеранов войны. Мы ходили помогать им в домашней работе. Прекрасно помню, что нас приходилось сдерживать, чтобы уменьшить число желающих. Если бы сейчас пришлось кого-то отправить им на помощь, добровольцев бы не нашлось, а тогда кому не скажи — все были готовы помочь.
В год переезда школы в новое здание (вокруг был пустырь) комитет комсомола провел своеобразный эксперимент: просто вывесили объявление “В 14.00 — субботник по посадке деревьев на территории школы”, не очень рассчитывая на отклик. А пришло подавляющее большинство учеников, и парк посадили за два дня. Сегодня это сложно организовать. Тогда было интересно, все поддерживали друг друга.
Для поступления в высшие учебные заведения требовалась комсомольская и школьная характеристики. Многие из бывших членов ВЛКСМ стали руководителями предприятий, служащими в системе райисполкома и облисполкома — я вспоминаю этих людей не потому, что они сделали карьеру. В их биографии был комсомольский период, когда они приобрели навыки организаторов. Это явно помогло им стать заметными людьми.
— Видите ли Вы смысл и пользу в современных молодежных организациях?
— Я считаю, что смысл есть — это повышение ответственности и организованности. В те времена, например, на сельскохозяйственные работы ходили все, освобождались, как от уроков, лишь по справке от врача. “Я не пойду” — такого не было. Мы шли не зарабатывать деньги, а работать. Все строилось на энтузиазме.
Мы поблагодарили Владимира Михайловича за беседу. Нам стало ясно: опыт комсомола, если подходить к нему беспристрастно, поможет нам, членам молодежной организации «БРСМ», осуществить свои идеи и избежать некоторых ошибок.
Екатерина МИНИЧ,
ученица 9 «Б» класса
Плисской СШ им.В.А.Микулича,
член «БРСМ».
|